Версия для слабовидящих


Лобойковская школа



Главная страницаКарта сайта



МУЗЕЙ

     Музей – не собрание вещей, а собор лиц.  Деятельность его заключается не   в накоплении народных вещей, а   в возвращении к жизни… ( Н. Федоров.)


Составной частью системы патриотического воспитания в школе является так называемая «Музейная педагогика». Создание школьного музея, сбор материалов для него может стать настоящим увлечением и учащихся, и педагогов. Но такая работа, безусловно, потребует от всех участников не только любви к истории, своему делу, но и настойчивости, готовности затратить время, силы и средства. Однако, это реальное дело способно стать подлинной школой творчества, увлекательного поиска, общественной активности и гражданской зрелости. 

Наш рассказ об опыте создания школьного музея «Истории, быта и культуры родного края» в Лобойковской средней школе. Мы вышли и  на работу по созданию школьного музея в 1995 году. Ведь как писал русский философ Н. Федоров: «Музей возвратит нам мир душевный, лад внутренний, даст нам радость, которую чувствует отец при возвращении своего блудного сына, потому что болезнь века нашего заключается именно в отрешении от прошлого, от общего для всех поколений, что лишило нашу жизнь смысла и цели». 


Работу пришлось начинать в сложной обстановке, не мешкая. И на то были причины…   Есть много городов, поселков, станиц и сел, где в минувшие десятилетия были созданы разнообразные музеи, имеющие как официальный статус, так и общественный. И может быть, там ситуация выглядела не столь удручающе.

 В конкретных, наших условиях, главное, что подвигало на спешность  в деле создания музея это то, что началась новая волна уничтожения исторического наследия, где главным побудительным мотивом стала уже не идеология, а погоня за прибылью. 



Главная задача нам виделась простой, попытаться собрать и спасти от скупщиков металлолома и прочих «предпринимателей» то, что еще можно. Сегодня, оглядываясь назад, нам кажется, что это удалось сделать. Мы, словно, вскочили в последний вагон уходящего поезда истории...


      Наш музей начинался со сбора всего, что имело отношение к прошлому: вещи, мебель, предметы быта, утварь, вышивка, фотографии, награды, книги, документы… В общем, собирали все подряд, в любом количестве и состоянии…Главное – спасти от уничтожения, ведь завтра  будет поздно!


 Конечно же, в ходе сбора материалов скоро увидели, что предметы из легко разрушающегося материала: ткань, древесина, почти не сохранились. Ведь уже кончался 20 век. Больше было металлических изделий: утюги, чугунки, весы и т.п., но и на эти экспонаты были охотники за металлом. 

И все же, нам удалось собрать значительный материал для будущей экспозиции, а кое-что и с запасом…



     Другая задача, которую пришлось решать, - это выбор профиля музея…  Наш стал музеем «Истории, культуры и быта родного края». Прежде всего, нам хотелось сделать музей реальным помощником в деле школьного исторического образования, в деле изучения истории родного края. Ведь, если ограничиться историей села, то это всего 200-250 последних лет.



А как же быть с тем, что было на этой земле до основания поселения? К тому же экспонаты, которые попадались, выходили за рамки истории только села…  

К тому же экспонаты, которые попадались, выходили за рамки истории только села…  Жаль было их «не включить в дело». Кроме того, нам хотелось, включить в исторический рассказ повествования о соседних поселениях, хотя бы в пределах района. Ведь дети знают о них, многие не раз бывали в других населенных пунктах. Разве не интересно узнать их прошлое? 





Еще одна задача музея – это собрать и сохранить информацию о населенных пунктах, которые когда-то существовали в округе, и которых ныне нет: хутора Семкин, Зуев, Ольхи, Олейниково… Это тоже история края, страны и предыстория нашего села, ведь многие жители этих селений позже переехали жить в наше село. А земли перешли в пользование колхоза «Память Ленина». 

Быт и культура, то есть сам уклад крестьянской жизни, все более уходят в прошлое даже в селе. Сохранить память о русской деревне в памяти молодого поколения важно, ведь как сказал поэт: «Россия, когда-то ты вся с деревень начиналась…»


Нам же так захотелось включить в экспозицию музея рассказ о наиболее интересных  природных уголках нашей местности… Так сказать, памятниках природы местного масштаба, ведь неброская красота родного края – мощный фактор не только патриотического, но и экологического, и эстетического воспитания… 




Взгляд через музейную экспозицию на привычное, даже примелькавшееся, может стать толчком к глубоким духовным изменениям в личности ребенка. 


Но не менее важно сегодня, на наш взгляд, собрать всевозможные материалы, документы, предметы, быстро уходящей, словно Атлантида, советской эпохи, с ее символами, укладом жизни, производственной и духовной сферой. В частности, относительно села, это, конечно, уклад колхозной жизни. 


Ведь исчезли не только колхозы как предприятия, но исчезают ежедневно документы, материальные свидетели той эпохи: техника, разбираются здания, постройки, производственные объекты. Очень скоро ничего не останется.

 И будущие поколения россиян с трудом себе смогут представить жизнь колхозной деревни, как мы сегодня с трудом представляем уклад жизни дореволюционной России.

Кто-то скажет: «Разве это забота школы? Наше дело – учить!» Но в том-то и дело, что русская школа во все времена была не просто учебным заведением, а фактором народного просвещения (ведь как помните, и ведомство наше именовалось так), тем более в селе… Кто здесь еще может реализовать культурно-просветительскую миссию кроме школы? 


Но как только процесс сбора исторических материалов пошел, сразу встал банальный вопрос о помещении для музея. Эта задача может  вполне для кого-то стать неразрешимой и даже «похоронить» саму идею создания музе.  Много лет у нас  он занимал  крыло в опустевшем здании детского сада. Работа по созданию и оформлению музея в свое время растянулась без малого на десять лет… Сами пустовавшие помещения требовали ремонта. Многие экспонаты тоже нуждались в доведении, так сказать до выставочного уровня. А еще создание стендов, оформление экспозиции… И все на энтузиазме, на общественных началах, собственными силами, в свободное от основной работы время.


Справедливости ради, надо сказать, что сам процесс всколыхнул многих… Нашлись помощники, добровольцы среди коллег, учеников, односельчан… Люди тянутся к свои корням, к истокам, к природе, интуитивно, подсознательно ощущая, что в этом спасение, спасение души… Что-то благодаря музейной работе удалось сделать. Но еще многое предстоит отыскать, «вернуть к жизни» - окропить живой водой, приложить душу к истории родного края.                              

Официальную презентацию музея сделали в 2005 году. В 2006 году получили официальный статус школьного музея. Однако после решения о переводе  дошкольной группы в здание школы в 2018 году,  пришлось искать вариант перемещения  и музея в школу. Эта работа заняла почти два года. Сегодня музей выглядит так.                                                                                                                  


Благородство школьного  музея.   Как всегда, ни фондов и ни  смет.  Пишут дети,  ищут чей-то след  Сами прозревая и мудрея.    Потому им брезжит встречный свет… В этом их учителей секрет.     (Константин Ваншенкин)                                                                                                                                                                                                            

    Одна из тысяч...

    Здесь корни страны,здесь истоки народа, Снегов белизна, алый отблеск восхода, И купол небес ослепительно синий, И сельская школа - надежда России...

    Министерство просвещения Российской Федерации

    Всю необходимую информацию Вы можете получить на сайте Министерства просвещения Российской Федерации. 

    Администрация Даниловского муниципального района



    © 2005-2021
    Направление.RU
     

    Веб-офис - система управления сайтомредактировать содержание сайта
    Адрес: 403380.ул.Придорожная.17.сЛобойково.Даниловского района Волгоградской области Телефон: 8-84461-5-66-99  E-mail: loboikov-skola@inbox.ru

    Материалы данного сайта подготовлены и размещены с соблюдением положений и норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.