Версия для слабовидящих


Лобойковская школа



Главная страницаКарта сайта



ЛЕСТНИЦА

Такой лестницы нет, наверное, больше нигде…

 Речь конечно не о ступеньках между этажами здания, площадках и перилах… Они надо сказать, достаточно обычные, образца 60-х годов прошлого столетия. Наш рассказ об оформлении лестничного пространства. Оно формировалось постепенно, в течении лет, так десяти…  

А началось все в далеком 1997 году, когда я увидел в журнале (напоминаю, что Интернета у нас тогда еще не было не только в жизни, а даже в мечтах), фотографию художника Валерия Балабанова рядом с его последней работой « Спаситель на Престоле». Картина меня поразила. Захотелось дерзнуть и сделать ее копию… 


Но где ее разместить  в пространстве школы, чтобы она смотрелась уместной, производила достойное впечатление, была доступна для всех и царила над нами? Наилучшим местом, на мой взгляд, была стена на лестнице…. Любой, идущий  снизу, с каждой ступенькой словно  поднимается к Спасителю, а каждый спускающийся,  с каждым шагом,  все ниже и ниже опускается перед Господом…. И то и другое ощущение в данном контексте будет вполне уместно. Не так ли?

Научи меня, Боже, любить  Всем умом Тебя, всем помышленьем, Чтоб и душу Тебе посвятить И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

 Научи Ты меня соблюдать Лишь Твою милосердую волю, Научи никогда не роптать На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришел искупить Ты Своею Пречистою Кровью, Бескорыстной, глубокой любовью Научи меня, Боже, любить. / Константин Романов/
Шли годы, и новые копии, новых работ Валерия Балабанова дополняли композицию пространства лестницы. Но эти работы требуют определенного авторского комментария или пояснения. Вот как это делает сам автор работ народный художник России.      «В начале XXI века в сердце нашего народа стучится мучительный вопрос: “Какие духовные идеалы и святыни, какой исторический опыт России мы оставим нашим потомкам?” Все потрясения, катастрофы, глобальные кризисы являются следствием состояния души человечества, или, точнее, проявляются в его сопротивлении замыслу Творца. Все беды человечества — от безбожия! Душа человечества — дыхание Божие. Именно поэтому я пишу картины-молитвы.»

. Тальково поле. (1991-1994г.)


 Мы, русские люди, всегда собирались на полях России и поминали воинов, убиенных за Отечество во все времена, совершали молебен за здравие всего русского народа. Куликово поле, Бородинское поле, Прохоровское поле… А сейчас  я вижу его –Тальково поле. Бескрайнее, чистое, белое, покрытое снежным платом. С небес льется Божественный Свет, наполненный радостью… На ослепительно белом снегу черные свечи…                                                                                Тальково поле…  На проталинках  до самого горизонта  безмолвно стоят матери России, потерявшие своих сыновей, все в черном, как трагические ноты не написанного  Игорем Тальковым Реквиема.      Мой дубовый мольберт – Крест Процветший мой!  На этом мольберте я пишу картины  о Чести и Достоинстве России, о трагическом опыте Отечества: о разрушении православных храмов, об убиении наших государей и государственности, о лучших сынах Отечества, отдавших жизнь свою на заклание  «за други своя». Я пишу об Игоре Талькове, который обращается к нам живым, с этой картины.   Сильная рука поэта раскачивает державные колокола нашей души. Испуганные набатом, в грозовом небе над Россией, каркая,  кружатся стаи «слуг преисподни»  в сатанинском хороводе.  Но взмыл в Тверди Небесные белый кречет, как снег Талькова поля, как Вечная Душа поэта.  Сокол – властелин небес бьет всю эту нечисть!

Я пророчить не берусь,                                                                                                                                             Но точно знаю, что вернусь,                                                                                                                                     Пусть даже через сто веков,                                                                                                                                     В страну не «дураков»,                                                                                                                                               А гениев.                                                                                                                                                                     И поверженный в бою,                                                                                                                                                Я воскресну и спою                                                                                                                                                    На первом дне рождения страны,                                                                                                                       Вернувшейся с войны. 


«Молитва о России»

 

 Пресвятая Богородица, Всем скорбящим утешение Ты избави землю Русскую  От напасти и погибели.

Пресвятая Богородица, Ты Покровом покрываеши Русь мою многострадальную, Русь мою многораспятую.

Умоли за землю Русскую Сына своего сочайшего. Да воздастся нам по милости,   Не по нашему неверию. / Иеромонах Роман./                                                                                                                                                                                                                      Идея триптиха под таким названием родилась давно, в благословенные часы, которые я проводил в собрании икон Третьяковской галереи. Многие годы, приходя сюда, я молча молился  перед иконой «Троица»  работы  Андрея Рублева и перед Владимирской иконой Божией матери.  И однажды,  как живоносный свет, возник перед моим внутренним взором этот образ: небесное сияние струилось от Пресвятой Троицы, нисходя в дольний мир через Покров  матери Божией… Так родилась концепция центральной части триптиха – "Под благодатнымПокровом».  В Третьяковке меня привлекла  еще одна икона XVвека: «Битва новгородцев с суздальцами». Гармоничный строй иконы  запечатлел события, далекие от того, что русский человек вкладывает в слово «мир», - и в Древней Руси шли брат на брата…  И я молился о том, чтобы не повторялась более эта кощунственная брань на Святой Земле нашей.  В моем триптихе над  людьми, устремившимися друг на друга, не реют святые хоругви с ликами Спаса и  Царицы Небесной. Ослепленные воители идут без Бога в сердце и не видят даже саму Матерь Божию, хотя Она уже снизошла к ним, уже развела и остановила их.  И кони встают на дыбы, ибо не могут войти в свет Живоначальной Троицы. И на пороге  третьего тысячелетия  христианской веры  воистину исполняются пророческие слова  преподобного  Сергия Радонежского, всея Руси чудотворца,- слова о том, что именно воззрением на Святую Троицу побежден  будет «страх ненавистной  розни мира сего».                                                                   Народныйхудожник России Валерий Балабанов. (2000 г.)     


«Молитва о Романовых»


Широко известна фотография, на которой: государь император Николай Александрович, императрица Александра Федоровна и ее сестра великая княгиня Елизавета Федоровна. Именно она стала прообразом картины Валерия Балабанова «Вознесенные крестом»   словно повторяя ее в исторической динамике, в перспективе трагической судьбы и восхождения через страдание к святости.

Совсем юные великие княжны Романовы… Не стоявшие под венцом в церкви, не познавшие  ни любви, ни счастья материнства… «Невесты Христовы» - так принято называть девушек принимающих постриг и уходяших в монастырь, в сердцах которых любовь к Богу была сильнее всего мирского. Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия не успели сделать свой выбор… За них его сделал Христос взяв к себе в Царство Небесное…

«Светлый отрок» …Цесаревич Алексей наследник российского престола… Словно отражение в зеркале... А может  это и есть то самое зеркало истории?  Или он смотрит своим все прощающим взглядом из Зазеркалья на нас потомков? А выстрел? Выстрел в висок мальчика, или выстрел в саму историю, в прошлое, или в будущее России? Ритуальное убийство?  Вопросы, вопросы, вопросы...А ответы  в сердце своем каждый ищет сам… Задолго до нашего времени, в 1979 году, Фазиль Искандер, по зову сердца и совести, написал пронзительное стихотворение, без шанса опубликовать его:                                                                                     

Был знак великий над Россией,                                   Но незамеченным прошел:  Юнец, больной гемофилией, -  Ему ли предстоит престол?…           И рухнуло!  За кровь пролитую в   подвале,                    За детскую, за всю семью -                                              Мы долго, долго проливали,                                          Безостановочно свою.                                                     …Вот что однажды над Россией,                                 Застенчиво   звездой взойдя,                                      Стране больной  гемофилией,                                       Больное предрекло дитя…


Поля русской славы


Да ведают потомки православных                                                                                                                                                                                                             Земли родной минувшую судьбу… ( А.С. Пушкин.)

По промыслу  Божию я начал писать триптих «Поля русской славы»  в 1995году, в дни празднования 50й годовщины Великой Победы и завершил его в год 2000-летия  Господа нашего Иисуса Христа… Именнопоэтому в картиних триптиха как бы воссоединился Горний мир, явленный в Небесах, и дольний мир, вырастающий из Земли Русской… Это - философское, историческое единение прошлого, настоящего и будущего России.  8 сентября 1380года одержал победу на Куликовом поле московский князь Дмитрий Донской…  Как бы открывая историческую  летопись, я изобразил на хоругви Образ Христа, освящающий ратный подвиг  воина Христова. Этот взгляд, мощная рука, остро отточенный меч развевающийся красный плащ  напоминают недругам Отечества слова святого благоверного князя Александра Невского:  Кто к нам с мечом  придет…      За воином на фоне грозового неба освещеный солнцем  храм -  памятник Преподобному Сергию Радонежскому (архитектор А.В. Щусев, 1913-1918). По образу это Храм-воин, увенчанный шеломом и Православным крестом…  Далее как свеча, зажженная святоотеческой любовью, - памятник Дмитрию Донскому (архитектор А.П. Брюллов,1848-1850).                                                                          

                                                                             


На первом плане  в центре картины «Бородинское поле» я собрал трех ребят – трех мальчиков разных поколений. Один с Поля Куликова, в шлеме и с православным крестом, другой - отрок, отличившийся в Бородинском сражении, с георгиевским крестом на груди. Третий мальчишка «прибежал» с Прохоровского поля – юный Вася Теркин с орденом Славы на груди.         Это три богатыря России XXI века. В небесах над ними явлена Жовоначальная Троица с крыльями-молниями  на фоне грозового неба России.   За тремя юными витязями – монумент русским воинам – героям  Бородинского сражения(архитектор А. Адамини, 1839). Одна из граней монумента, освещенная солнцем  предстала перед нами как меч, увенчанный Крестом Православным. Меч словно указывает на Образ Христа  в основании памятника и на надпись золотом: «В Hемъ спасенiе…».    А в поле березонька стоит, сгибаясь под порывами ветра истории… Тропинка через поле ведет к Храму. Церковь Рождества (1671-1701гг. архитектор неизвестен) в селе Бородино – единственный памятник архитектуры, свидетель Бородинского сражения.                                                                                                                                                         


И наконец, третье поле России  - Прохоровское.  Русская сталь против рурской.    Это поле победы суровой      Для потомков   по праву равно – Полю грозному Куликову,                                               Ратным подвигам  Бородино…                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                12 июля  1994 года, в день святых первоверховных апостолов  Петра и Павла, память о погибших собрала русских людей в селе Сторожевом, в трех километрах  от Прохоровского поля.  Были и молебен, и крестный ход  вокруг строящегося храма Святых первоверховных апостолов  Петра и Павла. Мы внимали рассказу пожилых женщин из села Сторожевое, половина мужчин которого не вернулись с войны…   В 1943-м рассказчикам было по 16 лет… Над  Прохоровским  полем до самых небес поднимался черный столб дыма и огня. Стояла невыносимая жара. Вода ушла из колодцев. 12 июля часам к пяти  наступила тишина, и девочки вышли хоронить павших. Работали в платках, перевязав рты и носы: на жаре трупы быстро разлагались. Убитых успевали закапывать неглубоко. По их воспоминаниям, наши воины лежали лицом к небу, а фашисты- ничком…   И когда  в хрущевское время прислали бульдозер, чтобы срыть это захоронение, женщины легли под гусеницы.  Не дали! И каждый год эти русские женщины выносят к калиткам табуреты, на которых граненый стаканчик водки или самогона  покрытый ломтем черного хлеба с солью, и немудреная домашняя закуска. Дабы остановился прохожий и помянул сынов Отечества…  И вижу я бескрайние поля России, где до самого горизонта сидят за своими  столиками, все в черном, как ноты реквиема, матери, потерявшие своих сыновей… А за ними, одетые во все белое, стоят  со свечами  в руках сыны, душу свою положившие за други своя, за землю Русскую.

                                                                                      Народный художник России Валерий Балабанов


Реквием.Триптих.


       Триптих «Реквием» это «Покаянные Дни» моего Отечества, да и всего грешного человечества, Земной мир,  как бы отгораживаясь от Горнего Мира, надевает на себя электронный шлем погружаясь в глубины виртуальных галлюцинаций, терроризма и войн. И возникает извечный вопрос: “Быть или не быть?” жизни, любви, добру и созиданию. Это я и попытался выразить в своей картине «Вифлеемская Звезда».                                                                                                                                             


Морякам, новомученикам  российским  посвящена  картина  «Молитва о моряках России»…  На дне Баренцева моря лежит атомный подводный крейсер «Курск», который символизирует и АПЛ «Комсомолец», и другие субмарины, трагически погибшие в морской пучине. Последний парад наступает… На глубине под Андреевским флагом застыли моряки, как поминальные свечи, сгорая              «за други своя, за Отечество»… Морская купель перекрестила всех! Центральное место в композиции занимает якорь – символ Веры, якорь Крест Христов, Корабль – это Храм, увенчанный Крестом

  Мое сердце плакало, когда я работал над картиной "Молитва о русском воине", посвященной всенародной любви и памяти о новом мученике за Христа воине Евгении Родионове. Эта картина — о прославлении за подвиг мученичества всех сынов Отечества, не предавших Христа и Россию, в сущности, сораспятых Христу, стяжавших Венца Святости».

   Святая любовь к России, идея национального единения были спасительны для Отечества во все времена. Очень важно осознать, что это не та Россия, "которую мы потеряли", а Россия, которая воскрешается, вновь обретает свой гармоничный образ.

В. Балабанов завершил работу над картиной "Молитва о русском воине" к светлому празднику Святых жен-мироносиц, к 25-летию новомученика Евгения Родионова. И первой, кто увидел эту картину, была мама Евгения — Любовь Васильевна Родионова. Она, с трудом сдерживая душевное волнение, боль сердечную и слезы, написала художнику на память: "Валерию Николаевичу Балабанову, Народному художнику России от солдатской матери с низким поклоном, благодарностью за память о сыне, за Светлый образ Жени и пожеланиями Божьей помощи в жизни Л.В.Родионова, мама Евгения Родионова, 22.05.2002 года". 

    Кто, как не мать, потерявшая сына, бесконечно чувствует свою неразрывную связь с ним. Сын для матери никогда не будет мертв. У Бога все живы! Матери являют собою живую связь Земли и Неба. Поэтому лучше великого поэта Алексея Николаевича Некрасова не скажешь об этой картине:
     

"Средь лицемерных наших дел
      И всякой пошлости и прозы,
      Одни я в мире подсмотрел
      Святые, искренние слезы.
      То слезы наших матерей,
      Им не забыть своих детей,
      Погибших на кровавой ниве"...


 В центре картины "Молитва о русском воине" — Крест-памятник. На нем бронзовая надпись: "Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа. Казнен под Бамутом 23 мая 1996 года".
 "Нет большей любви, чем та, когда кто душу свою положит за друзей своих". Поэтому в терновом венце, символе Искупительной Жертвы, мы видим образ новомученика Евгения.  В основании картины успение воина напоминает сюжет русских икон "положение во гроб" (конец XV в.). Здесь присутствует также еще один мотив иконописи, пришедший в русскую православную традицию из древней сербской иконописи: "Не рыдай мене, Мати!"
     Именно матери России приезжают на подмосковное Богородское кладбище, чтобы проводить в последний путь "груз 200" — останки сынов Отечества, погибших в 1-й и во 2-й чеченской войне. Именно матери России разыскивают своих сыновей, павших за Родину, среди мемориальных плит, на которых вместо имен только номера... И это плач Богородицы, и это моление Богородицы, и это Покров Богородицы...

     Все детали картины написаны с болью и любовью. Поднимаем взгляд и видим слезу Пресвятой Богородицы. А надломленное сухое древо, символизирующее погубленные жизни сынов Отечества, как бы совершает поклон Кресту.  В небесах белый голубь не просто образ птицы как символа души человеческой, а в православной традиции воспринимается как символ Святого Духа, нисходящего на Крест.  А рядом "Рябиновый салют"- гроздья рябины как символ святой крови наших воинов-героев. 

      Когда Любовь Васильевна Родионова смотрела на картину, она вспомнила: "Как-то на могилу к Жене приехал ветеран Великой Отечественной. Снял с себя фронтовую награду — медаль "За отвагу", положил на могильный камень и сказал: "Я, дочка, знаю, что такое война. И считаю, он достоин этой медали. Он душу России спас!"

                                                                          Народный художник России Валерий Балабанов.2004г.           

 

                                     


Также и некоторые  работы других мастеров: Рериха, Васнецова, Васильева не вступая в противоречие, а развивая смысловую линию,  по праву нашли свое место здесь.  Все они вместе и создают единое духовное пространство, имя которому - «Россия православная».     


А как же копия  «Сикстинской мадонны», ведь она же не « наша», не православная?  Да, это так,  но она всехристианская и всечеловеческая , а значит  наша…  Кроме того,  большое пространство боковой стены требовало достойного наполнения. А что может быть более достойным чем                                « Сикстинская мадонна» ?  Конечно, конечно - это не Рафаэль Санти…А что, есть альтернатива?  Есть шанс посетить Дрезденскую галерею?  К тому же репродукции  в учебниках по качеству еще хуже, как минимум. А  вот в таком сочетании  образов есть великий смысл - духовного единства Европейской христианской цивилизации, и ее культуры. А с этим не  поспоришь.                                                                                                                                                                      Кто смел сказать, что не богиня ты?                         Где тот безбожник, что без сладкой  дрожи             Глядит в твое лицо, не потревожа,                            Не тронув сердца блеском красоты?                         Да ты богиня! С райской розой схожа,                       О погляди с чудесной  высоты!                                     Вот я, что к небу не взносил мечты                            О Боге – пред тобой склоняюсь тоже.                        ( Иван Франко)


Я не ропщу на трудный путь земной, Я буйного не слушаю невежды: Моим ушам понятен звук иной, И сердцу голос слышится надежды.

С тех пор, как Санцио передо мной Изобразил склоняющую вежды, И этот лик, и этот взор святой, Смиренные и легкие одежды,

И это лоно матери, и в нем Младенца с ясным, радостным челом, С улыбкою к Марии наклоненной. О, как душа стихает вся до дна! Как много со святого полотна Ты шлешь, мой Бог, с пречистою Мадонной!  / Афанасий Фет/


Так  и сложилось, что именно лестница, как самое «посещаемое» место  школы несет не только «практическую» функцию, но смысловую нагрузку самого высокого уровня… Видели  ли вы где-нибудь, что либо подобное?



    Одна из тысяч...

    Здесь корни страны,здесь истоки народа, Снегов белизна, алый отблеск восхода, И купол небес ослепительно синий, И сельская школа - надежда России...

    Министерство просвещения Российской Федерации

    Всю необходимую информацию Вы можете получить на сайте Министерства просвещения Российской Федерации. 

    Администрация Даниловского муниципального района



    © 2005-2021
    Направление.RU
     

    Веб-офис - система управления сайтомредактировать содержание сайта
    Адрес: 403380.ул.Придорожная.17.сЛобойково.Даниловского района Волгоградской области Телефон: 8-84461-5-66-99  E-mail: loboikov-skola@inbox.ru

    Материалы данного сайта подготовлены и размещены с соблюдением положений и норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.