Версия для слабовидящих


Лобойковская школа



Главная страницаКарта сайта



Рождение музея.

 Быть только "урокодателем" мне всегда было мало и неинтересно... И дела нашлись сами собой... История - она всегда имеет выходы в день сегодняшний. Где история, где жизнь - поди разберись... Вот так к 1995 году созрела мысль о создании  школьного "Музея истории культуры и быта родного края"Создание которого стало важным и интересным делом в моей
 учительской биографии...

 Музей – не собрание вещей, а собор лиц. Деятельность его заключается не  в накоплении народных вещей, а в возвращении к жизни…

                                                     Н. Федоров





Материал рассказывает о том как создавался школьный музей.   рождение музея.doc

      Мой рассказ об опыте создания школьного музея «Истории, быта и культуры родного края» в Лобойковской средней школе. История создания которого берет свое начало в те непростые 90-е годы ушедшего 20-го столетия. Конечно, я погрешил бы против истины, если бы сказал, что начинали мы на пустом месте. Школа имела определенный опыт поисково-краеведческой работы в 60-е, 70-е, 80-е годы, когда учащимися, под руководством заслуженного учителя школы РСФСР, Стороженко Евдокии Ефимовны, был собран поистине бесценный материал по истории Гражданской и Великой Отечественной войн, истории создания колхоза «Память Ленина», истории местной комсомольской организации. Эти свидетельства живых очевидцев истории 20-го века, поистине, бесценны. Собранные материалы, документы, фотографии, стали основой для оформленного в 1985 году Зала Боевой Славы

 Работа по созданию школьного музея,оформилась как программа «Корни».
Ведь как писал русский философ Н. Федоров
:

 «Музей возвратит нам мир душевный, лад внутренний, даст нам радость, которую чувствует отец при возвращении своего блудного сына, потому что болезнь века нашего заключается именно в отрешении от прошлого, от общего для всех поколений, что лишило нашу жизнь смысла и цели»
.



Работу пришлось начинать в сложной обстановке, не мешкая. И на то были причины… Я не  хочу сказать, что, конечно, есть много городов, поселков, станиц и сел, где в минувшие десятилетия были созданы разнообразные музеи, имеющие как официальный статус, так и общественный. И может быть, там ситуация выглядела не столь удручающе. В конкретных, наших условиях, главное, что подвигало на спешность  в деле создания музея это то, что началась новая волна уничтожения исторического наследия, где главным побудительным мотивом стала уже не идеология, а погоня за прибылью. Главная задача мне виделась простой, попытаться собрать и спасти от скупщиков металлолома и прочих «предпринимателей» то, что еще можно. Сегодня, оглядываясь назад, мне кажется, что это удалось сделать. Мы, словно, вскочили в последний вагон уходящего поезда истории...


      Наш музей начинался со сбора всего, что имело отношение к прошлому: вещи, мебель, предметы быта, утварь, вышивка, фотографии, награды, книги, документы… В общем, собирали все подряд, в любом количестве и состоянии…Главное – спасти от уничтожения, ведь завтра  будет поздно! Конечно же, в ходе сбора материалов скоро увидели, что предметы из легко разрушающегося материала: ткань, древесина, почти не сохранились. Ведь уже кончался 20 век. Больше было металлических изделий : утюги, чугунки, весы и т.п. , но и на эти экспонаты были охотники за металлом. И все же, нам удалось собрать значительный материал для будущей экспозиции, а кое-что и с запасом




 Другая задача, которую пришлось решать, - это выбор профиля музея…  Наш стал музеем «Истории, культуры и быта родного края». Прежде всего, мне хотелось сделать музей реальным помощником в деле школьного исторического образования, в деле изучения истории родного края. Ведь, если ограничиться историей села, то это всего 200-250 последних лет. А как же быть с тем, что было на этой земле до основания поселения? К тому же экспонаты, которые попадались, выходили за рамки истории только села…  Жаль было их «не включить в дело».

 Как только процесс сбора исторических материалов пошел, сразу встал банальный вопрос о помещении для музея. Эта задача может  вполне для кого-то стать неразрешимой и даже «похоронить» саму идею создания музея. Кто-то попытался бы «выкроить» помещение в школе, соблазн велик создать у себя под рукой … Мы пошли другим путем,  присмотрели крыло в полу- опустевшем здании детского сада, к тому же сам детский сад с 1995 года вошел структурным подразделением в состав школы. Музей в школе  - все равно не найдется достаточно площадей – а там целое крыло! Четыре зала плюс сени. Вход в музей отдельный. Но в выводе музея в другое здание у  меня было и другое основание. Ко всему, что человеческий глаз видит постоянно, мы привыкаем, утрачивается эффект новизны, остроты восприятия. Так будет и с музеем, если его разместить в школе. Со временем дети привыкнут, а вот за пределами школы, другое дело. Экскурсия в музей – это уже событие, новые впечатления, новая информация, а значит и результат.



Работа по созданию и оформлению музея растянулась без малого на десять лет… Сами пустовавшие помещения требовали ремонта. Многие экспонаты тоже нуждались в доведении, так сказать до выставочного уровня. А еще создание стендов, оформление экспозиции… И все на энтузиазме, на общественных началах, собственными силами, в свободное от основной работы время. Справедливости ради, надо сказать, что сам процесс всколыхнул многих… Нашлись помощники, добровольцы среди коллег, учеников, односельчан… Люди тянутся к свои корням, к истокам, к природе, сегодня как никогда ранее интуитивно, подсознательно ощущая, что в этом спасение, спасение души… Что-то благодаря музейной работе удалось сделать. Но еще многое предстоит отыскать, «вернуть к жизни» - окропить живой водой, приложить душу к истории родного края.


 Мне хотелось, включить в исторический рассказ повествования о соседних поселениях, хотя бы в пределах района. Ведь дети знают о них, многие не раз бывали в других населенных пунктах. Разве не интересно узнать их прошлое?Хотя бы самые интересные факты связанные с их происхождением.

 Еще одна задача музея – это собрать и сохранить информацию о населенных пунктах, которые когда-то существовали в округе, и которых ныне нет: хутора Семкин, Зуев, Ольхи, Олейниково… Это тоже история края, страны и предыстория нашего села, ведь многие жители этих селений позже переехали жить в наше село. А земли перешли в пользование колхоза «Память Ленина». Быт и культура, то есть сам уклад крестьянской жизни, все более уходят в прошлое даже в селе. Сохранить память о русской деревне в памяти молодого поколения важно, ведь как сказал поэт: «Россия, когда-то ты вся с деревень начиналась…»

 Но не менее важно сегодня, на мой взгляд, собрать всевозможные материалы, документы, предметы, быстро уходящей, словно Атлантида, советской эпохи, с ее символами, укладом жизни, производственной и духовной сферой. В частности, относительно села, это, конечно, уклад колхозной жизни. Ведь исчезли не только колхозы как предприятия, но исчезают ежедневно документы, материальные свидетели той эпохи: техника, разбираются здания, постройки, производственные объекты. Очень скоро ничего не останется. И будущие поколения россиян с трудом себе смогут представить жизнь колхозной деревни, как мы сегодня с трудом представляем уклад жизни дореволюционной России.

Кто-то скажет: «Разве это забота школы? Наше дело – учить!» Но в том-то и дело, что русская школа во все времена была не просто учебным заведением, а фактором народного просвещения (ведь как помните, и ведомство наше именовалось так), тем более в селе… Кто здесь еще может реализовать культурно-просветительскую миссию кроме школы?

 Мне также  захотелось включить в экспозицию музея рассказ о наиболее интересных  природных уголках нашей местности… Так сказать, памятниках природы местного масштаба, ведь неброская красота родного края – мощный фактор не только патриотического, но и экологического, и эстетического воспитания...

Взгляд через музейную экспозицию на привычное, даже примелькавшееся, может стать толчком к глубоким духовным изменениям в личности ребенка.


Официальную презентацию музея сделали во время закрытия экспериментальной площадки в 2005 году, ознакомили с опытом создания и результатом гостей, коллег из школ района. В 2006 году оформлены и сданы документы на получение официального статуса школьного музея. Но еще более интересный этап в жизни музея открывается ныне. Уже сегодня мы выходим  на иной уровень деятельности: поиск новых документов, любой информации за пределами поселения, - а это непростое, и недешевое дело,  работа с государственными историческим архивами различных уровней.   

   Таким образом, создание школьного музея  - это большой образовательный проект, способный стать объединяющим фактором в жизни педагогического и ученического  сообщества и всего местного социума.

 А работа продолжается...   И порой случаются настоящие чудеса. Таким чудом стало обретение иконы Владимирской богоматери из иконостаса лобойковской церкви Святой Троицы закрытой и разобранной еще в 1938 году. Удивительно как она сохранилась . После серьезной реставрации она выглядит так, как на фотографии.

Н. Федоров когда-то выступал за триединство «школа – храм - музей». Школа есть – теперь есть и музей. Осталось возродить храм, если не в селе, то хотя бы в душе...

Школьный музей  как фактор формирования исторического сознания....   истор. сознание СТАТЬЯ.docx

    Одна из тысяч...

    Здесь корни страны,здесь истоки народа, Снегов белизна, алый отблеск восхода, И купол небес ослепительно синий, И сельская школа - надежда России...

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Всю необходимую информацию Вы можете получить на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации. 


    © 2005-2019
    Направление.RU
    Веб-офис - система управления сайтомредактировать содержание сайта
    Адрес: 403380.ул.Придорожная.17.сЛобойково.Даниловского района Волгоградской области Телефон: 8-84461-5-66-99  E-mail: loboikov-skola@inbox.ru

    Материалы данного сайта подготовлены и размещены с соблюдением положений и норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.