Версия сайта для слабовидящих


Лобойковская школа



Главная страницаКарта сайта



Кабинет истории.



" Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам ее Бог дал." ( А.С. Пушкин)
Вид учебного кабинета -вопрос серьезный и важный. Ведь речь идет о создании среды, которая влияет на нашу работу, порой формирует ее стиль, задает ей тон. Кабинет неизбежно несет на себе отпечаток личности его  хозяина. Я никогда не поверю, что в неуютном, неухоженном кабинете может успешно работать хороший учитель. Оформление своего кабинета я делал давно, еще в самом начале трудовой биографии. Позже вносил лишь частичные поправки, небольшие изменения. Теперь, по прошествии стольких лет, могу сказать о том,  идеи, положенные в основу, были настолько удачными, сбансированными, что и сегодня оформление выглядит современно. И необходимости смены "идей" в оформлении за эти годы я не ощутил, хотя и повидал чужих кабинетов немало.

Каковы требования к кабинету? Я полагаю что их можно сформулировать так. Во-первых, оформление кабинета должно отражать ту систему нравственных и философских ценностей, принципов, взглядов, которые исповедует его хозяин. Иными словами, нужно оформление личностное, индивидуально окрашенное, если так можно выразиться. Во-вторых, оформление кабинета должно бытьэстетичным. Это понятно. Если учитель, и ученики с удовольствием работают в помещении, это пойдет на пользу изучению истории. В конце концов не нужно забывать ио развитии хорошнго вкуса - это в общем, задача всех школьных предметов. Наконец, кабинет должен быть удобен для работы, его оснащение призвано максимально облегчить и труд учителя, и познавательную деятельность школьников.

Если в начале профессиональной карьеры в кабинете из технических средств обучения были: киноаппарат, эпипроэктор, фильмоскоп и проигрыватель. То сегодня  техническое ядро кабинета составляет полученный по федеральной программе Интерактивный комплекс.
Привезли вручили, а дальше сами как хотите... Вот сам и устанавливал, монтировал подключал и работать учился... Вещь хорошая, удобная. Что и говорить....
С установкой этого нового оборудования изменился вид кабинета, так сказать " по центру".
Идейный центр передней стены кабинета портрет академика А.Д. Сахарова.  Для меня это личный пример того, как стоит жить не поступаясь совестью и своими убеждениями. А потому хотел бы, чтобы и мои воспитанники знали эту личность в нашей истории.

Несколько подробнее хочу рассказать о стендах и других содержательных элементах оформления кабинета. прежде всего - о том, какие мысли я стремился выразить, внушить ученикам , регулярно приходящим на уроки в мой кабинет.
Мы изучаем историю Отечества и всемирную историю - не только для того ,чтобы знать, но и для того, чтобы, приобщиться к ценностям своего народа и всего человечества.  Следовательно, историческое образование призвано прививать школьникам и патриотизм, и чувство причастности к человеческому роду, ощущение всечеловечности (этот  предложенный Ф. М. Достоевским термин очень точен - при всей его метафоричности), и уважение к правам человека, к идеалам демократии, прогресса, ненасилия, духовности.
Разумеется, средствами изобразительной и текстовой наглядности очень трудно передать сущность выше названных идей и принципов. И все же учителю следует  помнить о них не только на уроках или в ходе подготовки к ним, но  и тогда, когда  он продумывает оформление своего кабинета.

Итак, о стендах которые на мой взгляд, уместны в кабинете истории. При изучении курса Обществознания и на уроках всеобщей истории я использую стенд " Периодизация всемирной истории". Материалы, помещенные на стенде, отражают как цивилизационный, так и формационный подходы к осмыслению развития человечества
Другой стенд я назвал словами А.Д. Сахарова: "Мир, прогресс, права человека". На этом стенде помещены: Всеобщая декларация прав человека, эмблема ООН, Конституция России, высказывания выдающихся людей о проблеме прав человека.
Очень важно, чтобы в кабинете была фотография Земли из космоса, желательно большая. Это на подсознательном уровне позволит  школьникам ощущать себя жителями этой планеты, землянами; может быть, кто-нибудь из них всерьез задумается о взаимосвязи всех событий, происходящих в мире, о глобальных процессах и проблемах.
 В кабинете не должно быть ничего, что хотя бы косвенно пропагандирует насилие, эстетизирует войны, восстания, революции. социальные эксперименты.Бесспорно. что эти события надо изучать на уроках,  но это не материал для каждодневной, постоянной демонстрации со стен кабинета.

Основу оформления кабинета составляет, так называемый мной, "Зримый образ русской истории".Размышляя над судьбой Отечества, великий русский философ Николай Бердяев в 1946 году писал:"Для русской истории характерна прерывность.Она менее всего органична. В русской истории есть уже пять периодов, которые дают разные образы. Есть Россия Киевская, Россия времен татарского ига, Россия Московская, Россия Петровская, и Россия Советская, И возможно, что будет еще новая Россия".
Эта мысль Бердяева настолько глубоко и так точно отражает существенные характеристики цивилизационного пути России, что подтолкнуло меня к содержательному наполнению каждой эпохи зримыми образами.
 Целостный образ каждой эпохи я счел уместным представить в лицах и символах, наиболее полно отразивших в себе главную линию развития Отечества, придающих ей непохожесть, неповторимость и вместе с тем, подчеркнуть позитивное отношение к отечественной истории. И хотя в каждую эпоху было много событий и еще больше исторических личностей, можно все же выделить те немногие, "знаковые", которые наиболее полно отразили и вектор развития, и духовный поиск. и подвиг народа...

Статья" Зримые образы истории".   зримые образы истории.doc

Большая часть размещенных в кабинете материалов связана с отечественной историей. Так стенд " Свет Отечества" как бы соединяет историю, культуру и нравственность народа. Эпиграф к нему слова академика Д.С. Лихачева: " Любовь к Родине дает смысл жизни". В оформлении кабинета используются и официальная символика Российского государства,  и приобретающие  символическое значение произведения искусства Так,  "нашли приют" репродукции известных картин Ильи Глазунова "Сто веков", "Мистерия ХХ века", " Великий эксперимент", " Рынок нашей демократии" Меня не очень смущает, то, что эти полотна воспроизводят весьма  субъективное видение отечественной и мировой истории, -  намного важнее, что они побуждают к размышлениям.
Есть в кабинете и высказывания о России, о ее судьбе, в частности известные слов Ф.И. Тютчева.
На двух небольших стендах"Россия" и "СССР" (на  простенках между окнами) я расположил портреты князей, царей, вождей, даты важнейших событий, гербы Российской империи, СССР и союзных республик, исторические карты и другой материал.Нашлось место для гиниалогического древа правивших  Россией династий Рюриковичей и Романовых.

В оформлении кабинета нет историко-краведческого материала. Но  он весьма широко представлен в содержании и оформлении экспозиции школьного музея...
 Вот таким предстает кабинет истории перед учениками школы и нашими гостями. Его оформление есть плод размышлений и труда его хозяина, и выражает систему его исторических и педагогических взглядов.  Пусть даже стены в кабинете помогают решать ту задачу о которой писал  Д. С. Лихачев: "Надо хранить наше прошлое: оно имеет самое действенное воспитательное значение. Оно воспитывает чувство ответственности перед Родиной."

    Одна из тысяч...

    Здесь корни страны,здесь истоки народа, Снегов белизна, алый отблеск восхода, И купол небес ослепительно синий, И сельская школа - надежда России...

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Всю необходимую информацию Вы можете получить на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации. 


    © 2005-2019
    Направление.RU
    Веб-офис - система управления сайтомредактировать содержание сайта
    Адрес: 403380.ул.Придорожная.17.сЛобойково.Даниловского района Волгоградской области Телефон: 8-84461-5-66-99  E-mail: loboikov-skola@inbox.ru

    Материалы данного сайта подготовлены и размещены с соблюдением положений и норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.