Версия сайта для слабовидящих


Лобойковская школа



Главная страницаКарта сайта



В художественной мастерской.

"МЫ СТРЕМИМСЯ К ТОМУ, ЧТОБЫ В ШКОЛЕ И СТЕНЫ ГОВОРИЛИ..." (В. А. Сухомлинский)

"Если бы каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша..." (А. П. Чехов)

Воспитание культурой. Статья  в сборник.   статья на конфер.культура.doc

Художественная мастерская... Написал и задумался, не слишком ли это громко я? Не слишком ли это амбициозно?
  Затем подумал: а почему собственно говоря и нет? Два десятка лет, почти как царь Петр Алексеевич, в одной руке держу перо, а в другой кисть и палитру( у царя впрочем была шпага)...  Практически вся моя профессиональная работа сопровождалась работой художника-оформителя.
Давным давно взял кисть в руки, чтобы оформить свой кабинет истории( 1993г.), затем последовал второй, кабинет русского языка... Затем с 1995 года повалили холлы и рекриации, залы , служебные и учебные помещения...Грандиозный объем работ выполнен для школьного музея.
 Многие годы помогала друг и единомышленник в этом деле Игнатовская Татьяна Александровна.
Так, что мастерская это как раз то! Став директором кисть не бросил. Может ирисую меньше, времени не хватает, но все же рисую...
Нравится мне это? Да, нравится.  Потому, что может быть это и есть самая полезная часть моей работы... Она зрима, я вижу результат своего труда и он не исчезает так быстро, как многое другое, на что трачу большую часть времени и сил...

Вот такая она работа у художника. Все просто, буднично. Берешь кисть в руки и вперед... Перед тобой широкое поле для деятельности и безграничный простор для фантазии...

В работе художника важно упорство в достижении поставленной цели. Чем значительнее замысел, тем больше волевых усилий он потребует от исполнителя. И самое главное, умение доводить начатое дело, при любых обстоятельствах, до конца.

Вот так начинается долгая дорога к картине... И кажется ее не пройти, не хватит ни сил ни времени...

Но время и усилия, помноженные на терпение и упорство делают свое дело... И уже прорисован основной сюжет картины...

А это финиш... Готовая работа. Осталось подготовить ее к размещению в пространстве школы...

Вот с этой работы, копия довольно известной картины А. Куинджи "Березовая роща", началась моя роль художника - оформителя.

Работу по созданию нового оформления, начатую в 1995году,мы назвали «Русский проект» (по аналогии с когда-то существовавшим на телевидении проектом создания прекрасных теленовелл). Наш проект школьного оформления тоже нацелен на то, чтобы пробуждать в душах людей «чувства добрые». Идея простая, та, которую в советские годы называли наглядной агитацией. А сегодня она все более и более вырождается в коммерческую рекламу.

   «Русский проект» строится вокруг нескольких основополагающих положений, идей. Вот его краткая формула:

  1. Россия. Родина. Патриотизм.
  2. Народ. История. Культура.
  3. Школа. Учитель. Ученик.
   Оформление по нашему замыслу должно воспитывать в детях, будить в душах взрослых лучшие национальные качества: любовь и милосердие, патриотизм, веру в лучшее будущее Отечества, а значит, и своей семьи, села, свое собственное завтра

   Из идей, заложенных в основу «Русского проекта», вытекает несколько конкретных правил нашей работы:

  1. Комплексный подход. То есть, создание залов, интерьеров, объединенных и идеей, и какой-то темой.
  2. Приоритет за зрительными образами над текстами. Так уж мы, люди, устроены, что воспринимаем ярче и быстрее образ, нежели текст. Не учитывать это свойство человеческой психики нельзя.
  3. Эстетика работ. Все должно быть выполнено как можно красивее и аккуратнее. Неряшливость в исполнении сводит на нет эффект восприятия образа.
  4. Использование сюжетов картин и стихов только русских авторов. По причине, о которой говорилось выше.
  5. Работа только масляными красками на фанере, ДВП, холстах. Они ярки и долговечны. Хотя такая работа требует больших затрат труда и средств.
  6. Сохранение преемственности с прошлым, преемственность духовных и культурных традиций села, школы, коллектива.

   Таким образом, школьное оформление должно утверждать культ Родины, культ Красоты, культ Знаний, культ Добра. А реализация «Русского проекта» должна способствовать превращению школы в подлинный духовный и культурный Центр жизни села.    Несколько лет ушло на то, чтобы заполнить пространство школьных стен содержанием. Учитывая специфику человеческого восприятия – это, прежде всего, художественные образы.  Вслед за «Русским проектом» родился «Русский проект 2».


Стены залов второго этажа украшают знаки русских наград (ордена) трех исторических эпох: царской, советской, современной. Создание этих геральдических знаков Доблести и Славы образует, как бы отдельную страницу в реализации «Русского проекта».



"Красота везде весьма желанный гость." (И.В.Гете)

   Школьная картинная галерея « Духовные образы России». Именно такое название будет наиболее подходящим для этой небольшой экспозиции. В зримых образах ощущается национальный дух, поэтичность и музыкальность. Каждая картина – это определенная тема. Вот они: Вера, Надежда, Любовь, Борьба, Свобода, Народность, Духовность, Историзм. Каждая работа создана по мотивам известных картин русских художников. Через общение с искусством каждый может приобщиться к великому чувству Родины, и вместе с тем, заглянуть в свою душу, стать чище и добрее.


Особое место занимает оформление школьной лестницы, которая образует своеобразное ядро всего проекта. Оно связано с творчеством современного русского художника Валерия Балабанова. Копии его картин занимают здесь центральное место. В творчестве Балабанова сильны христианские православные мотивы.

  балабанов молитва о России.docx

  Тем, кто считает христианские православные мотивы. неуместными, мы можем возразить: во-первых, это не иконы, а картины – художественное произведение; а во-вторых, заряд добра и культуры столь велик в противостоянии с бездуховностью окружающей жизни, что мы ни за что не откажемся от них. Любой человек, посещающий школу, не может миновать лестницу, ведущую на второй этаж. А, значит, не может пройти мимо «задевающих» душу художественных образов.

 Реализация данного проекта растянулась на несколько лет, так как объем работ весьма значительный. Было создано более 170 объектов оформления, общей площадью более 200 кв.м. Площадь каждого объекта колеблется от 0,5 кв.м до 4 кв.м Оформительская работа потребовала полной самоотдачи, забирала все свободное время и выполнялась, так сказать, своими силами и на безвозмездной основе. «Русский проект» еще раз показал: если берешься за дело всерьез и с отдачей, всегда найдутся десятки людей, которых такая работа втягивает как водоворот.



Такие высокие нравственные понятия, как Родина, Народ, Победа, Слава, Память мы попытались воплотить в художественном образе Зала Боевой славы. Мы чувствовали ответственность и перед ныне живущими ветеранами, и павшими на фронтах Великой Отечественной, и в какой-то мере перед подрастающим поколением, которому должны мы передать эстафету памяти.

   218 лобойковцев отдали свою жизнь за свободу Отечества. И нам нечем оплатить этот долг, кроме как благодарной памятью.

Статья об опыте работы школы по военно-патриотическому воспитанию учащихся.   военно-патриотическое воспитание в сельской школе как фактор духовно-нравственного становления личности личности.doc


А еще нам хотелось протянуть ниточку от прошлого к сегодняшнему дню России. Такой связью стал орден Жукова, учрежденный в 1994 году. Его изображение – смысловой центр экспозиции. На стендах представлены карты боевых действий, материалы об этапах войны, крупнейших операциях. Особое место занимает информация о Сталинградской битве, о земляках – участниках войны, о героях Советского Союза, уроженцах нашего района. Есть изображения плакатов военных лет и много другой важной информации. Чтобы придать Залу Боевой Славы торжественность, парадность, его стены были украшены 16-ю орденами времен Великой Отечественной войны.


  Вечным напоминанием всемирно – исторического великой Победы будет простой советский солдат со спасенной девочкой на руках на фоне алого знамени Победы, навсегда застывший в бронзе в далеком Берлине. Но народ – это личности…Миллионы уникальных и неповторимых. Победа стала возможной не только благодаря подвигу простого солдата, но и благодаря таланту выдающихся полководцев, первый среди которых Жуков Г. К. Поэтому его портрет украсил одну из стен Зала.

   Именно наш «Русский проект», как составная часть целостной воспитательной системы, зримый образ духовных ценностей, на которых она построена,  придал свое неповторимое лицо школе. Тем более, что он имеет свое продолжение в учебных кабинетах, помещениях для педагогов, в школьном музее «Культуры и быта родного края». Именно данный вариант оформления, как нам кажется, наполненный не столько блеском  современных отделочных материалов, сколько духовностью, придает особую теплоту, «домашнюю» обстановку образовательному учреждению. И через это происходит своеобразное преодоление и бюрократизма, и бедности сельского образования. Учащиеся школы через такое оформление получают не только «прививку» патриотизма, нравственности, но и делают шаг к познанию красоты и духовности. Особое впечатление оставляет школьное оформление на  выпускников, окончивших школу десятки лет назад, на гостей,  впервые ее посетивших.

   В текущей жизни школьное оформление широко используется для проведения экскурсий, массовых мероприятий, бесед, соответствующих тематике.


   Здание школы было спроектировано и построено в 60-е годы 20 века, когда  было признано целесообразным соединить помещение Актового зала и столовую. Приступая к оформлению такого сдвоенного огромного помещения надо было найти решение уместное и для того и для другого, и каким-то образом «победить» огромное казарменно – спортивное пространство. Решение выбрали также двойственное: верхний ярус оформили гербами старинных русских городов, выстроившимися в ряд от герба России. Нижний ярус составил цикл картин русской природы «Времена года», дополненных красотой русской поэзии (только лучшие строфы и только величайшие имена). Русская природа будет уместна всегда: и в обеденном зале, и во время любого мероприятия, проводимого в Актовом зале.


В какой-то момент своей художнической деятельности я пришел к реставрационной работе... Это произошло не сразу, сначала поднакопил практического опыта.  А затем... Восстановил несколько школьных картин советской эпохи "Ленин и дети", "Ленин на III cъезде РКСМ", "Прием в пионеры" и другие. Огромная работа была проведена по восстановлению "Запорожцев" (копия картины Ильи Репина ) выполненной Н.И. Нерозниковым еще в 60-годы ХХ столетия. На ней одних повреждений было более 40, отгнивший угол холста, и толстый слой копоти накопленный за годы  пребывания на стене в автогараже...Продлить жизнь картинам еще на несколько десятков лет - тоже ведь неплохо?

Последней реставрационной работой стало восстановление, чудом сохранившейся и не менее чудесным образом образом обретенной в 2010 году, иконы Владимирской Богоматери из иконостаса лобойковской церкви Святой Троицы, закрытой и разобранной еще в 1938 году. Глядя на этот образ трудно себе даже представить весь объем повреждений имевшихся на нем в момент обретения.
Так, что чудеса случаются и в наше время
...
Склоняся к юному Христу,
Его Мария осенила;
Любовь небесная затмила
Ее земную красоту.
А он в прозрении глубоком,
Уже вступая с миром в бой,
Глядит вперед - ясным оком
Голгофу видит пред Собой
.


Последний цикл из семи работ, общей площадью почти 20 квадратных метров, был закончен к новому 2013 году...
Это однозначно: "Победа!" "Виктория!"

 Есть у рисования начало, нет у рисования конца...

Как я провел зиму...За два зимних месяца плюс 22 работы...

    Одна из тысяч...

    Здесь корни страны,здесь истоки народа, Снегов белизна, алый отблеск восхода, И купол небес ослепительно синий, И сельская школа - надежда России...

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Всю необходимую информацию Вы можете получить на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации. 


    © 2005-2019
    Направление.RU
    Веб-офис - система управления сайтомредактировать содержание сайта
    Адрес: 403380.ул.Придорожная.17.сЛобойково.Даниловского района Волгоградской области Телефон: 8-84461-5-66-99  E-mail: loboikov-skola@inbox.ru

    Материалы данного сайта подготовлены и размещены с соблюдением положений и норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.